Рекомендации по работе в 5 классах

Рекомендации учителям - предметникам

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.          Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.          Следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.          Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5.          На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценивания).

6.          Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7.          Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.          Никогда не используйте отметку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9.          Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно - Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.  Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.  Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11.  Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении отметок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

   13.Наряду с отметкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 

   14.Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

     15.Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 

     16.Не допускайте педагогического манипулирования.

     17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение. 

     18.Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

    19.Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной           работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20.Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп,  переключение,особенности внимания, двигательная активность и т. д.

 

 

Методы и формы работы с учащимися, имеющими

высокий уровень интеллекта

1.         С учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперед, к совершенствованию.

2.         Во время уроков на первом этапе при закреплении только что  объясненного   материала   необходимо  в   первую очередь убедиться в том, что именно они правильно все поняли,   затем  их   можно   использовать   в  качестве
помощников-ассистентов для работы с остальными.

3.         В      дальнейшем      этим     учащимся      необходимо предоставлять         самостоятельность         в         форме индивидуальных,       дифференцированных       заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания.

4.         Большая часть индивидуальной работы приходится на внеклассную работу: кружки, факультативы, написание рефератов, олимпиады, конкурсы. Деятельность факультативов должна быть направлена на подготовку учащихся к    

     продолжению образования.

 

 

            Методика работы со слабоуспевающими учащимися

 

1.  Не ставить слабо успевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.        Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.        Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.        Лучше всего не заставлять таких учащихся отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал. Следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику подготовиться дома.

5.        Путем правильной тактики опроса и поощрений нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, своих знаниях, возможности учиться, эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных работ, олимпиад и т.д.

6.        Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним.

7.        Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.

8.  Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

 

 

 

Методы и формы работы с учащимися,  имеющими

трудности в обучении

Методы работы:

       Переход от простого к сложному;

       Поощрение успеха.

 

Для    улучшения   работы    с    учащимися,    не   имеющими общеучебных навыков необходимо:

1.  Выявить уровень навыков и возможностей учащихся.

2.        Создать в группе моральную обстановку, способствующую раскрытию положительных черт учащихся с низким уровнем интеллекта.

3.        Разработать индивидуальную программу обучения для таких
учащихся, используя при обучении:

       Инструкционные карты и работу по образцу;

       Индивидуальный    тренинг,   индивидуальную    обработку операций  на практике,   индивидуальный  подбор перечня работ;

       Консультации сильных учащихся;

       Систематический контроль домашних заданий;

       Оценка знаний и умений с учетом возможностей учащегося;

       Использование поощрений для исключения неуверенности
учащегося в себе и исключения страха перед двойкой.

 

 

Классному руководителю

(памятка учителю 5-го класса)

1.  Ознакомьтесь с характеристикой  классного коллектива и его  списочным составом заблаговременно.

2.          С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива 3.          Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский  коллектив,   будет   способствовать   дальнейшему  развитию   его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.

4.          Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.

5.Поддерживайте  тесную    связь   с  учителями-предметниками,  учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопедического пункта

6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.