Профилактика и коррекция отклонений в поведении младшего школьника в семье.

   Многие проблемы подросткового периода (в том числе поведенческие), которые не просто проявляются, но и доставляют массу огорчений родителям во взаимоотношениях с собственными детьми, начинаются очень рано. Первоначально они не имеют ярко выраженного характера и поэтому не вызывают у родителей особого беспокойства. Замечая отрицательные поступки ребенка, родители не придают им особого значения, полагая, что он еще мал и ничего не понимает, а когда подрастет, всему научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда «безобидные», на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, выражающиеся в виде различных отклонений в поведении. И чем раньше родители заметят, что в действиях и поступках их детей стали проявляться расходящиеся с нравственно-этическими нормами особенности поведения, тем больше шансов своевременно исправить эти поведенческие огрехи и не допустить более серьезных нарушений в формировании личности ребенка на последующих этапах возрастного развития.

   Главными причинами отклонений в поведении детей младшего школьного возраста являются сложившийся в семье морально-психологический климат и педагогические ошибки родителей. Неблагоприятные семейная атмосфера и жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании укрепляют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру, что приводит к значительным отклонениям в формировании его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения.

Нарушениями поведения, или социальной дезадаптацией, называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. Разновидности отклоняющегося поведения детей различают в зависимости от их социальной опасности, а также от индивидуальных особенностей личности ребенка.    Наиболее распространенными поведенческими нарушениями в младшем школьном возрасте являются:

·непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках;

·негативизм;

·капризы;

·упрямство;

·своеволие;

·недисциплинированность.

   Рассмотрим более подробно особенности поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте (шалости, озорство, проступки).

   Непослушание и его разновидности.

   Непослушание – наиболее распространенная в младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственно-этическим нормам социального поведения. Поведенческое нарушение чаще всего проявляется в виде шалости или озорства, а иногда может вылиться в проступок. Поэтому очень важно знать отличительные особенности той или иной разновидности непослушания, чтобы правильно разобраться, как поступать в каждом отдельном случае, и не допустить превращения негативных моделей поведения в привычку.

   Шалость– разновидность отклоняющегося поведения, проявляющаяся как веселая проказа, забава снисходительное или проделка ребенка, в которой ярко выступают его активность, инициатива и изобретательность. Чаще всего это краткий эпизодический отрезок поведения ребенка, когда отрицательный смысл проступает неявно, поэтому отношение взрослых к подобному проступку в основном снисходительное, т.к. он социально безвреден. Обычно ребенок переживает удовольствие от сделанного, не задумываясь о последствиях своих шалостей для окружающих. Для него это игра, слегка переходящая границы приличия, но сам ребенок этого не осознает. Шалости для ребенка - это такие забавы, в которых он проявляет свою волю и самостоятельность в активном действии и, чаще, азартно, с увлечением. При этом сдерживающие механизмы его поведения часто бывают отключены. Именно поэтому многие шалости заканчиваются печально или перерастают во вредные привычки.

   Спектр шалостей довольно широк: от вполне безобидных и невинных (например, спрятаться самому, без спросу включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных (намеренная порча вещей, игра со спичками и другими опасными предметами, недобрые шутки над сверстниками). Первые попытки закурить, попробовать спиртные напитки – это разновидности небезобидных шалостей. Особенно опасны шалости детей по отношению к сверстникам и тем, кто младше их. Так называемые детские розыгрыши могут впоследствии перерасти в патологическую склонность издеваться над человеком.

Шалость следует отличать от явных хулиганских поступков. Шалость, даже самая острая и безудержная, не содержит в себе злого умысла. Но способность к этому умыслу может со временем развиться, если оставлять все шалости без внимания. Поэтому для предотвращения такого перерастания необходимо объяснять детям последствия их шалостей, а в острых случаях прибегать к осуждению случившегося, чтобы предупредить его повторение.

   Озорствотоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляется выдумка, инициатива, активность. Однако озорник уже сознательно нарушает установленные правила, умышленно совершает действия, приносящие вред сверстникам или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Детские шалости и озорство связаны общей основой и часто переходят друг в друга. Различие между ними состоит в степени доброжелательности детей к другим людям. Кроме того, невинные, на первый взгляд, поступки со временем могут перерасти в проступки.

Проступок– это уже социально опасное явление, хотя у него можно заметить много общего с озорством (выдумка, инициатива, самодеятельность, активность ребенка). Как и озорство, проступок является планомерным нарушением требованием взрослых – даже если и совершается ребенком без злого умысла, то с сознанием, пониманием того, что он поступает плохо. Основное отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания предположить формирование у него отрицательных черт характера. (Проступки следует отличать от ошибок в поведении, которые всегда случайны и не носят умышленного характера).

   Чаще всего детские проступки родители объясняют возрастными особенностями высшей нервной деятельности, неумением ребенка произвольно подавлять сиюминутные желания и сознательно управлять своим поведением. Однако, проступочное поведение есть не что иное ,как внешняя форма проявления тех отрицательных черт характера, которые свидетельствуют об определенных деформациях личности. Поэтому родители ни в коем случае не должны оставлять без внимания проступки детей. Следует бескомпромиссно пресекать действия ребенка, если в них проявляются элементы проступков. В зависимости от сложившейся ситуации уместным может быть использование и метода естественных последствий, получившего научное обоснование у французского просветителя Жана-Жака Руссо, и метода отсроченного наказания, которым широко пользовался в своей воспитательной практике А.С. Макаренко. Действенность первого заключается в том, что ущерб, причиненный детским непослушанием, взрослые не торопятся устранять, чтобы само содеянное убеждала ребенка в недопустимости непослушания. Что касается второго, то ожидание неотвратимого наказания и связанные с ним отрицательные переживания вынуждают ребенка пересмотреть свое поведение и убедиться в том, что его поступок был неблаговидным и поэтому ему приходится отвечать за свои действия. Таким образом, такие методы воспитательного воздействия позволяют ребенку прогнозировать последствия своего поведения, а нежелание испытывать определенные неудобства или тяжелые эмоциональные переживания, побуждает его более обдуманно относиться к своим действиям и впредь не совершать подобных проступков.